Стратегия
«Образ без задачи – это мечта. Задача без образа – это только нудная работа.
Образ и задача – это общая надежда»
(из книги по TQM)
Построение стратегической модели не случайно вынесено на первое место в списке проектов. Правильная постановка стратегического менеджмента позволяет организации добиваться своих целей в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды. Организация – должна иметь общие ориентиры
для действий и принятия решений. Чем заниматься компании – направления бизнеса, корпоративная стратегия, принципы ведения бизнеса, реструктуризация бизнеса – это и есть тот корпоративный уровень управления, который является основной задачей высшего менеджмента компании.
У компаний выбравших конкурентную стратегию дифференциации или испытывающих в связи с планируемым ростом необходимость в постоянных структурных изменениях обостряется потребность в Миссии, как носителе идеологических ценностей, сохраняющих цельность организации. В настоящее время, у
руководителей и консультантов занимающихся проблемой «миссии» компании преобладает интерес к ее внешнему выражению или «коммуникативной» функции миссии. Это заключается в поиске и формулировке некого послания обществу и внутрь организации, объясняющем ее цели и ценности. Несмотря на безусловную важность
этого «литературного» аспекта миссии в стороне остается ее, так называемая, «внутренняя структура», которая в явном виде призвана декларировать намерения компании по отношению к заинтересованным в ее успешной деятельности сторон (Рис. С0-а). Только потом, на «мифотворческом»
этапе должно осуществляться «свертывания» этой суммы деклараций в обобщающее их коммуникативное послание – «миссию – образ».
Отметим, что такой подход полностью соответствует требованиям стандарта ИСО 9001:2000 (и Руководящих указаний (ИСО9004:2000), которые в качестве первоочередной задачи предписывают необходимость решения следующих задач:
Во-первых – «Определения стратегических целей, согласующиеся с назначением компании (идентифицированной миссией – БИГ-СПб!), и направленных на удовлетворение запросов и ожидания заинтересованных сторон»,
А затем – «С помощью лидерства и реальных действий (в том числе, внутреннего информирования о целях компании) высшее руководство должно создавать обстановку, способствующую полному вовлечению работников…»
Поэтому в ходе реализации «стратегического» проекта внимание, прежде всего, должно быть уделено прояснению главных корпоративных целей и философии бизнеса компании. А при стратегическом анализе и формировании (в полном объеме) «миссии» компании (Рис. С0-б) , должны быть
декларированы ее намерения по отношению к:
- Клиентам
- Партнерам
- Конкурентам
- Собственникам
- Менеджерам
- Персоналу
- Государству
- Обществу в целом
(Подробнее см. Бизнес-инжиниринг и миссия компании || 02.2000 || журнал «YES»)
Далее, определенная в таком «внутреннем» формате, миссия (как «цель целей») выступает в качестве верхнего уровня проектирования и средства оценки правильности выбора стратегических целей и стратегий на каждом этапе развития компании.
На Рис. С1 условно представлены компоненты современной технологии управления изменениями.
Исходя из этого, компании необходимо внедрить технологии управления организационным развитием, которые должны предусматривать:
-
Мониторинг и стратегический анализ внешней и внутренней среды компании
-
Постоянный пересмотр целей и анализ адекватности выбранных стратегий поставленным целям
-
Анализ соответствия функционала принятым стратегиям компании
-
Упреждающие изменения организационно-функциональной модели по результатам стратегических анализа и прогноза.
На Рис. С2 – представлены взаимосвязи регламентов организационной структуры и стратегического управления:
Примерные темы проектов:
- Формализация и постановка мониторинга миссии, целей и стратегий компании. Постановка контура регулярного стратегического управления.
- Постановка регулярного SWOТ –анализа и выбор вариантов реструктуризации.
- Выработка стратегической концепции деятельности и требований к построению организационно-функциональной структуры компании
Инструментом реализации проекта является функционально-ориентированный модуль БИГ-Мастер 3.2 Стратегия Организация стратегического управления (от SWOT-анализа к формированию стратегий и перспективной структуры компании) см.
Применение данного инструмента позволяет использовать при стратегическом проектировании имеющиеся в нем библиотечные классификаторы типовых стратегий, целей, параметров организационных структур, SWOT-факторов и т.п. (см. пример в таблице С1 )
Типовая схема проекта приведена в таблице С2.
Методология, применяемая для реализации проектов в области стратегического управления изложена в следующих статьях
Примечания
1Следствием идентификации компании, в качестве «коммерческой» является признание того, что компания является экономически мотивированной социальной организацией, имеющей определенную цель. Задача руководства фирмы заключается в формировании и
направлении процесса оптимального использования ресурсов на пути к достижению поставленных целей.
Все пространство решений делится на несколько категорий: стратегические, управленческие и оперативные.
Стратегические решения связаны скорее с внешними, чем с внутренними проблемами компании – в особенности с выбором номенклатуры продукции и сегментов рынка. Это проблема избрания сферы деятельности фирмы и поиска новых направлений ее развития.
Управленческие (или административные) решения связаны со структурированием ресурсов компании и направлены на увеличение потенциала их использования. Особая часть этих решений связаны с самой организацией бизнеса: структурированием полномочий и обязанностей подразделений и
персонала, построением производственных и информационных потоков и т.п.
Основным сферами оперативных решений является текущие операции по максимизации прибыли – распределение ресурсов (построение бюджетов) по функциональным областям и номенклатуре производимой продукции, составление графиков операций и т. п. В качестве ключевых решений выступают
вопросы ценообразования, маркетинговая стратегия, уровни запасов и загрузки мощностей, выделение средств на исследования и развитие.
(И. Ансофф. «Корпоративные стратегии»)
|